Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в
гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского
«карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому
посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть
мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем
весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять
Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении
Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV
века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы,
имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ
солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям
считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились
наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И
называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и
«разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые
церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло
заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и
разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими
мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по
градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы
россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные
царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим
через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель
всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное
шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько
дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но,
окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы,
стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на
масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая
Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу
императрицы, должна была представить различные общественные пороки –
мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые
благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или
на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки
украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными
скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова.
Они строились на Неве против Сената и достигали
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились
действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись,
они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще
всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники
игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники
отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей.
Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли
искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали
все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки:
богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед
скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными
ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в
несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник
– встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду
масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай
соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло
выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные
катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота
отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот
день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями,
поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками
Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут!
А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу.
Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки.